Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

X5 Retail Group запустит новую сеть на базе кооперативных магазинов

17.04.2017

X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») вместе с Центральным союзом потребительских обществ России (Центросоюз) в течение трех лет планирует открыть 1000 магазинов под совместным брендом «КООП-Пятерочка». Соответствующее соглашение стороны подписали 12 апреля, передает корреспондент РБК.

Центросоюз — некоммерческая организация, которая объединяет 2,6 тыс. потребительских союзов и обществ, в нее входит 38 тыс. магазинов, около 80% из них расположено в сельской местности и малых городах России. Это крупнейшее российское объединение потребкооперативов.

Магазины «КООП-Пятерочка» будут открываться на базе уже существующих объектов потребительских кооперативов на условиях обратного франчайзинга (собственник магазина не платит паушальный взнос и роялти, но отдает большую часть своей выручки. — РБК), пояснил условия сотрудничества Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group. При этом магазины не будут стоять на балансе ретейлера, но он сможет учитывать в отчетности их выручку. Уточнять детали сотрудничества и объем инвестиций он не стал.

X5 Retail Group проведет реконструкцию магазинов и внедрит «современные стандарты торговли». «КООП-Пятерочки» будут пользоваться логистикой сети и базой поставщиков. Это позволит снизить цены и способствовать развитию торговли в регионах, поясняют в X5 Retail Group. «Рентабельность кооперативной торговли в целом колеблется в пределах 1%, а в труднодоступных и малонаселенных пунктах планово убыточна», — говорится в материалах Центросоюза.

​Кроме того, соглашение предполагает возможность поставок товаров из ассортимента «Пятерочек» в магазины Центросоюза, не участвующие в партнерской программе. Центросоюз в свою очередь до 2021 года откроет в «Пятерочках» 5 тыс. фирменных отделов с фермерской продукцией в формате shop-in-shop на условиях субаренды.

Несмотря на то что в сельской местности и маленьких городах покупательная способность населения зачастую низкая и численность населения может сокращаться из-за миграции или естественной убыли, резон выходить в такие регионы есть, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. По ее словам, используемая X5 Retail Group модель снижает риски, связанные с этим выходом. Сотрудничество с Центросоюзом снижает риск конкуренции с местными, уже привычными для населения торговыми точками. По итогам партнерства ретейлер может отказаться от продления контракта с некоторыми из них, а другие, наоборот, приобрести. Кроме того, из 38 тыс. магазинов Центросоюза X5 Retail Group выбрала только самые интересные с точки зрения потенциального уровня рентабельности, замечает Колупаева.

Потребительские кооперативы в России и Европе

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан (часто вместе с юридическими лицами) для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах. Каждый из участников кооператива имеет права и обязанности: решение проблем поставок товаров и услуг решается паевыми взносами. Паевые взносы для всех одинаковые, товары и услуги продаются по минимальным ценам.

В СССР система потребительских кооперативов была широко распространена и, хотя формально была негосударственной, на практике контролировалась государством. Кооперация на местах была призвана решать в основном бытовые проблемы населения в условиях неразвитости рыночных механизмов. Уже во второй половине 1960-х годов общее число розничных предприятий потребительской кооперации превысило 410 тыс. (число пайщиков — 53 млн), на долю которых приходилось 30% всего розничного товарооборота страны.

Согласно существующему российскому законодательству потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами, создавать хозяйственные общества и учреждения.

По данным Центросоюза, совокупный объем деятельности его организаций приближается к 234 млрд руб. На 1 января 2017 года в его системе насчитывается 3,8 млн пайщиков, около 3 тыс. потребительских обществ, 135 райпотребсоюзов и 76 региональных потребсоюзов.

Потребительские кооперативы существуют и в Европе. В частности, известные производители молочной продукции из Финляндии и Голландии — Valio и Campina — изначально создавались как объединения потребкооперативов. На текущий момент владельцами Valio остаются порядка 20 кооперативов, выручка за 2014 год — €1,95 млрд, на компанию работает более 4,5 тыс. человек. Объединением кооперативов по-прежнему является и Campina.

Источник